Суббота
11.05.2024
03:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МАДОУ № 117 г.Кемерово
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Психолог [1]
Педагог [21]
Мед.работник [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 113

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Советы специалистов » Педагог

Рецепты от жадности.

Многие родители бывают встревожены, услышав из уст собственного ребенка фразу, подобную этой: „Мое! Не трогай! Не дам!" Близкие удивляются: он ведь еще совсем маленький, а уже такой жад­ный! Как же справиться с подобной проблемой? А может быть, вообще не стоит беспокоиться и заострять на том внимание? Попробуем вместе поискать ответы на столь непростые вопросы.  Жадность не является природным качеством и уже тем более не передается по наследству. Откуда же она берется в маленьких, неиспорченных существах? По мнению психологов, у малыша до трех лет чувство жадности отсутствует вовсе. Оно начинает проявляться поз­же, когда ребенок принимается строить взаимоотношения с окружающими, и обычно возникает лишь в какой-то кон­кретной ситуации, по вполне опреде­ленной причине. Отчасти именно роди­тели «помогают» детям стать жадными. Наверняка большинство на это возра­зит: «Как же так! Я ведь учу ребенка быть щедрым и делиться с другими!» Естественно, каждому родителю хочет­ся, чтобы кроха вырос отзывчивым и до­брым человеком. Но парадокс заключа­ется в том, что именно стремление во что бы то ни стало сделать малыша со­вершенным во всем иногда приводит к неожиданным результатам.

Сам себе хозяин

На третьем году жизни карапуз начина­ет проявлять неподдельный интерес к окружающему миру, в том числе к раз­личным предметам и вещам. Многие из них ребенок воспринимает как неразде­лимое целое. Например, мамина косме­тичка (лучше не трогать, мама рассердится), папин портфель (не нужно от­крывать, папа будет ругаться), бабуш­кины очки (нельзя брать, чтобы случай­но не разбить и не огорчить бабушку). Именно в этот период своего уже осо­знанного существования малыш пони­мает, что тоже является настоящим соб­ственником. У него есть свои кроватка, стол, стул, чашка, игрушки, одежда. Вот только взрослые почему-то относятся с пренебрежением к его праву самому распоряжаться всеми этими вещами. Естественно, дитя вступает в неравную борьбу за свои права: «Мое! Не трогай! Не дам!» Тем самым малыш стремится отстоять себя и заявить о себе, как о личности.

Взрослые же зачастую принимают это за проявление жадности и активно на­чинают с ней бороться: «Дай девочке по­играть своей куклой, видишь, как она плачет! Нельзя быть таким жадиной!»  Или: «Почему ты не даешь бабушке по­смотреть твою новую книжку? Разве ты жадный?»  Кроха искренне не понимает, почему мама с папой, вместо того чтобы защитить его интересы, бросаются на помощь соседскому Пете или Сереже. Из-за этого у малыша появляются чув­ства обиды и недоверия — его любят меньше, чем других. «Может быть, я плохой?» — рассуждает кроха. Возникает замкнутый круг — взрослые стараются научить ребенка делиться, а вместо этого малыш еще больше замы­кается на своих вещах. Он уже ни в ка­кую не хочет с ними расставаться.

 Как разрешить непростую ситуацию? Наверное, стоит признать (хотя это и нелегко), что маленький человечек — такой же член семьи, как и остальные. Ребенок имеет те же права, что и взрос­лые, а именно: на уважительное отно­шение к себе и своей собственности. Не стоит заставлять малыша делиться, если он того не хочет. Невозможно на­сильно научить чему-то хорошему. Ес­ли же станете постоянно контролиро­вать уровень добрых чувств малыша, то не удивляйтесь, когда получите в ответ агрессию и бунт.

Психологи полагают, что верный спо­соб сделать маленького человечка жад­ным — это заставлять его делиться. Не принуждайте, пусть ребенок привыкнет к тому, что он хозяин своих вещей и им ничто не угрожает со стороны взрослых. Постепенно кроха научится (конечно, не без помощи старших) давать свои иг­рушки другим и играть вместе. Но для этого требуется время!

Разделить удовольствие

Все лучшее — ребенку! Несомненно, любой родитель старается следовать этому негласному правилу. Но порой взрослые перебарщивают. Представим себе весьма распространенную ситуа­цию. Ребенок радостно подбегает к вам со словами: «Мамочка, папа дал мне конфету! Хочешь кусочек?» А вы на это: «Спасибо, милый! Кушай сам, мне ниче­го не надо».

Конечно, маму можно понять. Ей хочет­ся, чтобы малыш получил больше удо­вольствия от угощения. Однако, отка­зываясь от угощения сегодня, завтра вы можете столкнуться с тем, что карапуз уже твердо усвоит — маме ничего не на­до, у нее все есть. И разве ребенок бу­дет виноват в том, что ему не приходит в голову поделиться с кем-то, если все его проявления щедрости ранее не на­ходили отклика у родителей? Вряд ли стоит бояться, что сын или дочь недополучат лишний кусочек яблока или печенья. Согласитесь принять дар малыша. Это его порадует, ведь прият­нее разделить угощение с родителями, чем есть одному! А ведь именно благо­даря положительным эмоциям крохе легче усвоить хорошую привычку!

Эмоции

Малыши намного эмоциональнее и не­посредственнее нас, взрослых. Свои чувства они выражают открыто и бесхи­тростно. Зачастую ребенок отказывает­ся делиться с кем-то лишь потому, что относится к человеку с недоверием, а то и враждебно. Чаще всего в эту катего­рию попадают родственники — неспра­ведливо наказал папа, бабушка все вре­мя ругает и критикует и т.д. Обида и приводит малыша к отказу делиться чем-либо с конкретным человеком. Лег­ко истолковать категорический отказ как жадность. Но это лишь форма дет­ского протеста в сложившейся ситуа­ции. Для начала стоит разобраться, что скрывается за негативным поведением ребенка, а потом на него реагировать. Не исключено, что кроха в данный мо­мент просто находится в плохом наст­роении и не готов делать добрые дела (такое ведь случается и со взрослыми)!

 

Трудно быть хорошим

Иногда ребенок не понимает, чего ждут от него родители. Увы, мы не всегда последовательны в вопросах воспитания. Вчера малыш не дал приятелю по площадке поиграть своей машинкой, и мама осталась им недовольна. Сегодня подарил самой красивой девочке в детском саду любимого мишку, купленного
папой, и родитель отругал его за это. Как же крохе разобраться в сложном
мире правил и условностей, установленных взрослыми? Для начала родителям надо разобраться между собой, что же они хотят донести до малыша и как это лучше сделать. Понятно, что жадность и полное отсутствие инстинкта собственности — это крайности. Необходимо найти золотую середину между ними, чтобы помочь
малышу стать таким, каким мы хотим его видеть. Обозначив ребенку некоторые границы поведения, нужно показывать и объяснять, что такое хорошо и
что такое плохо. Но чтобы ребенок поверил, родители должны подкрепить
все личным примером. Иначе малыш вам просто не поверит.

Анна Молоканова

Статья в специальном журнале для мам и пап «Мой ребенок».



Источник: http://mdou117kemerovo.ucoz.ru/publ
Категория: Педагог | Добавил: Дельфинчик (13.02.2014)
Просмотров: 529 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Поиск

Вход на сайт

Календарь